ГЛАВА IX. КАБИНА САМОЛЕТА





НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Кабина самолета предназначена для размещения экипажа и оборудования, необходимого для управления самолетом и двигателем. В кабине, кроме того, размещается оборудование, обеспечивающее создание экипажу необходимых жизненных условий при высотных полетах, а также покидание самолетав аварийных случаях.

Кабина самолета Л-29 представляет собой герметический отсек, расположенный в носовой части фюзеляжа между 3-м и 10-м шпангоутами.

Сверху кабина закрывается остекленным фонарем, состоящим из откидной (передней) и сдвижной (задней) частей.

Кабина герметическая, вентиляционного типа. Принцип вентиляционности заключается в том, что в нее непрерывно нагнетается компрессором двигателя под избыточным давлением воздух, а специальный агрегат — регулятор давления автоматически поддерживает в кабине заданное давление, стравливая его излишек в атмосферу.

Для обеспечения покидания самолета летчиками на больших скоростях полета кабина оборудована катапультируемыми сиденьями.

Оборудование кабины (приборы, рычаги и кнопки управления, электропереклгочатели) размещено на приборных досках и пультах. Часть оборудования смонтирована на полу и бортах кабины.

Размещение оборудования в кабине подчинено требованию наилучшего обзора, удобства пользования и обслуживания.

Для удобства наблюдения указатели приборов группируются по назначению и устанавливаются на приборных досках в определенном порядке. В центре приборной доски на самом видном месте располагается группа основных пилотажно-навигационных приборов. Указатели приборов контроля работы двигателя, наблюдение за которыми в полете ведется сравнительно реже, располагаются в правой части приборной доски. Вспомогательные приборы и оборудование размещаются на пультах управления слева и справа.

Все рычаги, кнопки и переключатели, которые используются в аварийных случаях, имеют красную окраску.

ФОНАРЬ КАБИНЫ

Фонарь кабины защищает летчика от воздушного потока, обеспечивает ему необходимый обзор, придает кабине обтекаемую форму и герметично ее закрывает. Состоит из следующих частей:

переднего козырька фонаря;

откидной части фонаря;

среднего щитка;

сдвижной части фонаря.

Передний козырек фонаря установлен в верхней части фюзеляжа между шпангоутами № 3 и 5, состоит из каркаса и остекления. Каркас козырька выполнен из дюралюминиевого профиля.

Остекление козырька изготовлено из органического стекла толщиной 8 мм. Стекло вставляется в каркас с зазором, который заполняется специальной замазкой. Органическое стекло по всему контуру крепится к каркасу с помощью винтов.

Для предохранения стекла от излишнего напряжения винты проходят через распорные втулки.

В верхней части козырька имеются два поручня для опоры при выходе из передней кабины. На внешней стороне козырька установлен патрубок противообледенительного устройства.

Откидная часть фонаря размещена между рамами № 5 и 7 фюзеляжа. Состоит из каркаса и остекления. Каркас состоит из двух продольных фрезерованных дюралюминиевых профилей и двух дужек. Дужки с профилями соединены потайными винтами.

По всему периметру каркаса проходит желобок для шланга герметизации. В каркас вставляется органическое стекло, которое по контуру герметизировано резиной и тиоколовой замазкой.

На обоих продольных профилях каркаса с внутренней стороны установлены:

петли для захвата откидной части фонаря замками;

упоры, которыми откидная часть фонаря опирается на подфонарную панель;

кронштейны крепления шторки фонаря;

патрубки обдува фонаря.

Кроме того, на правой стороне каркаса установлены:

петля для крепления троса контровки стреляющего механизма сиденья;

кронштейны для крючка тросика, поддерживающего фонарь в открытом положении.

На левом профиле размещена опора, удерживающая откидную часть фонаря в открытом положении. На задней дужке установлен кронштейн, через который проходит тяга управления шторкой откидной части фонаря из задней кабины.

На правой внешней стороне продольного профиля каркаса прикреплены два узла подвески откидной части фонаря в открытом положении. Во избежание поломки этих узлов при открытии откидной части фонаря запрещается его чрезмерно приподнимать. Для открытия фонаря с левой наружной стороны на каркасе откидного фонаря имеется скоба. Для открытия фонаря изнутри имеется внутренняя скоба.

В закрытом положении откидной фонарь удерживается четырьмя замками (рис. 71), расположенными попарно справа и слева на подфонарной раме.

Замок состоит из захвата — двух губок 1, насаженных на одной оси. Под воздействием плоской пружины 2 губки стремятся развернуться в положение «Замок открыт».

В нижней части замка на оси подвешен управляющий рычаг, который при повороте распирает нижние концы губок и тем самым закрывает замок, то есть сдвигает верхние концы губок, а последние захватывают петли открытого фонаря и удерживают его в закрытом положении.

Управляющие рычаги всех четырех замков соединены тягами и поперечным валом.


Рис. 71. Механизм управления замками фонаря кабины:

1 — захваты (губки); 2 — плоская пружина; 3 — запорный рычаг; 4 — рукоятка; 5 — рычаг; 6 — поперечная ось; 7 — клапан герметизации фонаря; 8 — защелка; 9 — тяги


Управление замками откидной части фонаря осуществляется:

изнутри кабины — перемещением рычага, находящегося слева впереди на подфонарнои панели;

снаружи — поворотом рукоятки на борту фюзеляжа, соединенной с поперечным валом механизмом свободного хода.

Закрытое положение замков контролируется:

по красной риске с надписью: «Проверить закрытие замков», задняя кромка рычага должна находиться против риски;

по сомкнутым губкам замка.

Система аварийного сброса откидной части фонаря включает в себя:

механизм аварийного открытия замков откидной части фонаря;

систему подброса откидной части фонаря.


Рис. 72. Механизм аварийного открытия замков откидной части фонаря:

1 — неподвижная поперечина; 2 — рычаг; 3 — защелка; 4 — двуплечая качалка; 5 — защелка; 6 — рабочая пружина; 7 — одноплечий рычаг; 8 — поперечный вал; 9 — собачка; 10 — плоскосрезанная ось; 11 — рычаг; 12 — тяга


Управление системой аварийного сброса откидной части фонаря осуществляется с помощью ручки на правом поручне сиденья переднем кабины.

При перемещении ручки вперед срабатывает механизм аварийного открытия замков. Кроме того, включается система подброса, происходит принудительный сброс откидной части фонаря.

Механизм аварийного открытия замков откидной части фонаря (рис. 72) предназначен для открытия замков фонаря при аварийном его сбросе. Смонтирован на поперечном валу и управляется ручкой, расположенной на правом поручне сиденья.

На поперечный вал 8 свободно насаживаются два рычага, верхние концы которых жестко соединены с неподвижной поперечиной 1. В нижней части рычагов находится собачка 9, удерживающая механизм в закрытом положении.

На поперечном валу также свободно установлены две двухплечие качалки 4. К одному концу качалок присоединяется рабочая пружина 6, на другом конце находятся поворачивающиеся совместно с плоскосрезанной осью 10 два рычага 11, которые приводятся в движение подсоединенной к ним тягой 12.

К наружным сторонам качалок 4 примыкают два одноплечих рычага 7, которые жестко соединены с поперечным валом. Концы одноплечих рычагов соединены с помощью пальца, проходящего через вырезы в качалках и рычагах.

В закрытом положении механизма аварийного открытия замков рабочая пружина натянута. Качалки от поворота под воздействием рабочей пружины удерживаются собачкой, находящейся в зацеплении с плоскосрезанной осью.

При таком положении механизма аварийного открытия замков поворот поперечного вала ограничивается движением пальца в вырезе качалок и рычага. Этой величины возможного поворота вала достаточно, чтобы от рычага внутри кабины или рукояткой снаружи произвести открытие и закрытие замков откидного фонаря кабины. При повороте поперечного вала влево замки откидного фонаря закрываются, палец при этом занимает в вырезе крайнее верхнее положение. При повороте поперечного вала вправо замки откидного фонаря открываются, палец занимает в вырезе крайнее нижнее положение.

Для аварийного открытия замков откидной части фонаря необходимо ручку на правом поручне сиденья подать вперед. Движение от поворота ручки через систему рычагов и тяг передается при этом на тягу 12, которая в свою очередь поворачивает рычаги совместно с плоскосрезанной осью 10. Плоскосрезанная ось, поворачиваясь, выходит из зацепления с собачкой, и качалки 4 под воздействием пружины 6 поворачиваются вправо. Это движение через палец, находящийся вверху выреза качалок (так как замки закрыты), и одноплечие рычаги 7 передается на поперечный вал, который поворачивается вправо и открывает замки откидной части фонаря.

Между рычагами смонтирована защелка 3, которая препятствует самопроизвольному повороту поперечного вала, прижимаясь за счет пружины к пальцу.

Система подброса откидной части фонаря предназначена для принудительного сброса откидной части фонаря при аварийном случае (устройство и работа системы рассмотрены в главе «Воздушная система»).

Средний щиток (рис. 73) расположен перед шпангоутом № 7 носовой части фюзеляжа между передней в задней кабинами. Каркас щитка состоит из дужки и поперечной жесткости. На внутренней стороне дужки имеется кронштейн 4 для крепления барабанчика с тросиком, удерживающим откидную часть фонаря в открытом положении.


Рис. 73. Средний щиток:

1 — внутренняя дуга; 2 — дужка; 3 — опора щитка; 4 — кронштейн; 5 — подвеска компаса; 6 — упоры; 7 — органическое стекло; 8 — поперечная жесткость


В каркас среднего щитка вмонтировано органическое стекло, в левой стороне которого имеется вырез. Через этот вырез летчик из задней кабины может управлять шторкой слепого полета передней кабины.

Сдвижная часть фонаря кабины закрывает заднюю кабину самолета. Состоит из каркаса, остекления и обтекателя.

Каркас изготовлен из двух продольных фрезерованных дюралюминиевых профилей, передней дужки и задней рамы, жестко соединенных между собой. В каркасе фонаря имеется желобок, в котором размещен шланг герметизации.

В каркас сдвижной части фонаря вставляется органическое стекло толщиной 8 мм, которое по контуру герметизировано уплотнительной резиной и замазкой.

К задней раме каркаса прикреплен обтекатель из листового дюралюминия. Внутри обтекателя приклепаны жесткости для крепления деталей системы сброса сдвижного фонаря и системы герметизации его.

На обтекателе имеются лючок и два окна из органического стекла. Через лючок обеспечивается доступ к зарядному штуцеру и манометру системы герметизации сдвижного фонаря. Окна служат для контроля за показанием манометра и для проверки установки роликов заднего замка в направляющий рельс при монтаже сдвижного фонаря.

К задней раме каркаса приклепана петля для крепления троса контровки стреляющего механизма заднего катапультируемого сиденья.

На продольных профилях каркаса установлены передние аварийные замки сдвижного фонаря — левый и правый. На стенке задней рамы установлен задний аварийный замок сдвижного фонаря.

Крепление сдвижной части фонаря к фюзеляжу и ее перемещение при открытии и закрытии осуществляется с помощью роликов, которые смонтированы на аварийных замках. Эти ролики входят в рельсы, установленные на подфонарной панели фюзеляжа.

Сдвижная часть фонаря фиксируется в закрытом, открытом и промежуточном (открытом на 120 мм) положениях.

В закрытом положении фонарь фиксируется с помощью двух крюков, имеющихся на передних аварийных замках, и двух стопорных скоб с пружинами, установленных на подфонарной панели. При перемещении сдвижной части фонаря в переднее крайнее положение скос крюка, преодолевая усилие пружины, приподнимает стопорную скобу и заходит под нее. Под действием пружины скоба опускается и удерживает сдвижную часть фонаря в закрытом положении.

Открытие сдвижной части фонаря осуществляется:

1) изнутри кабины — рычагом, установленным на корпусе левого аварийного замка. На одной оси с рычагом открытия сдвижной части фонаря установлен подъемный рычаг, который с помощью троса соединен с подъемным рычагом на правом аварийной замке.

При повороте рычага открытия сдвижной части фонаря «на себя» подъемные рычаги поднимают стопорные скобы, освобождают крюки замков и фонарь можно сдвигать назад;

2) снаружи кабины — с помощью ручки, размещенной на левой наружной стороне каркаса сдвижной части фонаря. В нерабочем положении ручка прижимается к каркасу и удерживается движком.

В промежуточном положении сдвижная часть фонаря удерживается с помощью стопорного устройства, смонтированного на левом аварийном замке. Стопорное устройство представляет собой штырь, который под действием пружины прижимается к вертикальной стенке рельса.

При открытии сдвижной части фонаря на 120 мм штырь заходит в отверстие на стенке рельса и фиксирует сдвижную часть фонаря. Чтобы выключить стопорное устройство, необходимо потянуть на себя и развернуть на 90° его рукоятку.

В полностью открытом положении сдвижная часть, фонаря удерживается с помощью петли, установленной на правом аварийном замке. При движении сдвижной части фонаря назад петля под действием пружины заскакивает на зубец на подфонарной панели и фиксирует ее в открытом положении.

Для закрытия сдвижной части фонаря из полностью открытого положения необходимо повернуть вперед рычаг на правом аварийном замке. При этом петля выйдет из зацепления с зубом и освободит сдвижную часть фонаря.

Рычаг на правом аварийном замке служит только для открытия устройства, фиксирующего сдвижную часть фонаря в полностью открытом положении.

Система аварийного сброса сдвижной части фонаря включает в себя:

три аварийных замка: два передних — левый и правый и один задний;

механизм открытия аварийных замков;

систему подброса сдвижной части фонаря.

Управление системой аварийного сброса сдвижной части фонаря осуществляется ручкой на правом поручне сиденья задней кабины.

Передние аварийные замки. Механизм замка смонтирован в корпусе, прикрепленном к продольному профилю каркаса сдвижной части фонаря.

В вырезы корпуса замка вставляется несущий рычаг. В средней части несущего рычага имеется выемка, посредством которой он опирается на ось, закрепленную на корпусе замка. На несущем рычаге находится крюк для фиксации сдвижного фонаря в закрытом положении и ролик для передвижения фонаря на рельсах. От выпадания из корпуса замка несущий рычаг удерживается запирающей качалкой.

Под воздействием пружины запирающая качалка стремится повернуться и освободить несущий рычаг, но повороту запирающей качалки препятствует плоскосрезанная ось, на которой смонтирована качалка управления. Качалка управления приводится в действие от механизма открытия аварийных замков сдвижного фонаря.

При аварийном открытии замков качалка управления поворачивает плоскосрезанную ось, которая при этом дает возможность запирающей качалке повернуться под действием пружины и освободить несущий рычаг.

Несущий рычаг из корпуса замка выпадает и остается в желобе направляющего рельса.

Задний аварийный замок. Смонтирован на стенке задней рамы сдвижного фонаря. В стальной корпус замка вставлены две оси—верхняя и нижняя. На одном конце верхней оси закреплена запирающая качалка с вырезом, на другом — качалка кинематического механизма. На средней части оси закреплен кулачок.

Выступающий конец нижней части оси имеет лыску, которой он западает в вырез запирающей качалки. На другом конце нижней оси смонтированы качалки кинематического механизма и тяга управления механизма открытия аварийных замков.

В вырезы на нижней кромке корпуса замка вставляется несущий рычаг, на котором смонтирован ролик, заходящий в рельс. В средней части несущего рычага имеется выемка, посредством которой он опирается на нижнюю ось. Кулачком несущий рычаг удерживается от выпадения из замка. Пружина удерживает замок от самопроизвольного открытия.

В случае аварийного сброса сдвижной части фонаря движение от механизма открытия аварийных замков передается на тягу управления, которая поворачивает нижнюю ось замка. Через качалку кинематического механизма приводится в действие и верхняя ось замка.

При повороте выступающий конец нижней оси выходит из выреза запирающей качалки, которая теперь не препятствует повороту верхней оси.

При повороте верхней оси кулачок отклоняется и освобождает несущий рычаг. Несущий рычаг выпадает из замка и остается в рельсе на фюзеляже.

Механизм открытия аварийных замков установлен на оси между задней стенкой и жесткостью обтекателя сдвижного фонаря. На оси жестко крепятся одноплечий рычаг и спаренная качалка. К одноплечему рычагу подсоединяется рабочая пружина.

В середине спаренной качалки свободно установлена плоскосрезанная ось, на обоих концах которой закреплены рычаги. Концы рычагов соединены с помощью пальца, на котором подвешена тяга управления. Палец проходит через вырезы в спаренной качалке.

На ось свободно насажен двуплечий рычаг, одно плечо которого жестко закреплено на обтекателе фонаря. На втором плече смонтирована собачка.

На оси за задней стенкой фонаря крепится двуплечая качалка, к концам которой подсоединяется тросовая проводка для открытия передних замков.

В закрытом положении механизма рабочая пружина растянута и стремится повернуть через рычаг ось вправо. Но собачка удерживает за плоскосрезанную ось спаренную качалку, а значит, и ось поворота.

Аварийный сброс сдвижной части фонаря осуществляется перемещением вперед ручки на правом поручне заднего сиденья. Через систему тяг и качалок движение передается на тягу управления механизма открытия аварийных замков. Тяга управления через рычаг разворачивает плоскосрезанную ось и выводит ее из зацепления с собачкой.

Под действием пружины одноплечий рычаг поворачивается вправо вместе с осью, на которой он жестко закреплен. Закрепленная на оси двуплечая качалка, поворачиваясь, открывает посредством гибкой проводки передние замки и с томощью тяги управления — задний замок. Сдвижная часть фонаря освобождается от фюзеляжа.

Кроме того, при перемещении вперед ручки аварийного сброса включается система подброса сдвижной части фонаря.

КАТАПУЛЬТИРУЕМЫЕ СИДЕНЬЯ

Катапультируемые сиденья (рис. 74) обеспечивают экипажу безопасное покидание самолета на больших скоростях полета (до 700 км/ч).

Установка катапультируемого сиденья включает в себя:

сиденье с привязными ремнями;

стреляющий механизм;

направляющие рельсы.

Сиденье состоит из следующих деталей:

каркаса с двумя подножками и боковыми поручнями;

подпарашютной чашки;

спинки с подушкой;

заголовника;

привязных ремней.

На вертикальных профилях каркаса сиденья установлены две пары роликов, благодаря которым сиденье движется по направляющим рельсам при его установке и катапультировании, и две бобышки, фиксирующие сиденье в рельсах.

К сиденью крепятся привязные ремни.

Плечевые ремни крепятся к механизму натяга, с помощью которого изменяется их натяжение. Фиксируется натяжение ремней ручкой стопорения, расположенной на левом поручне.

Плечевые и поясные ремни соединяются замком, смонтированным на правом поясном ремне. На левом поясном ремне имеется скоба с отверстием для замка. Концевые пряжки плечевых ремней надеваются на скобу левого поясного ремня, и в этом положении замок запирается.

Открывается замок с помощью скобы, расположенной на правом поясном ремне.

На правой стороне чашки сиденья установлен автомат АД-3, предназначенный для автоматического открытия замка привязных ремней после катапультирования.


Рис. 74. Катапультируемое сиденье:

1 — предохранительные упоры; 2 — заголовник; 3 — плечевые ремни; 4 — поясные ремни; 5 — рычаг стопорения плечевых ремней; 6 — замок привязных ремней; 7 — рычаг аварийного сброса фонаря; 8 — рычаг боевого спуска


На правом поручне сиденья установлена ручка аварийного сброса фонаря, одновременно являющаяся предохранителем скобы выстрела, расположенной под поручнем.

При перемещении ручки аварийного сброса фонаря передней кабины на 5...9° после начала открытия замков срабатывает микровыключатель КВ-6-20 и подается питание одновременно на электролневмоклапаны ЭК-48 системы подброса откидной части фонаря и блокировки катапультирования заднего сиденья.

Блокировка катапультирования служит для исключения одновременного катапультирования из обеих кабин.

При перемещении рычага аварийного сброса фонаря задней кабины в начале движения срабатывает микровыключатель КВ-9, подающий питание к ЭК-48 блокировки катапультирования переднего сиденья. А при передвижении рычага аварийного сброса на 5...9° после начала открытия замков фонаря срабатывает микровыключатель КВ-6-2А и включает питание к ЭК-48 подброса сдвижного фонаря. После катапультирования летчика сиденье в другой кабине автоматически разблокируется. Разблокировать сиденье можно и вручную,. выдернув вилку-перемычку из розетки, расположенной на полу кабины, справа от сиденья.

На продольные профили каркаса надвигается и крепится двумя морскими болтами скоба подвески. Перестановкой морских болтов в отверстиях скобы сиденье регулируется по росту летчика. Диапазон регулировки ±40 мм от среднего положения.

На скобе подвески монтируется заголовник с подушкой.

Сиденье крепится к стреляющему механизму. Крепление осуществляется посредством болта, соединяющего скобу подвески сиденья с головкой стреляющего механизма.

Стреляющий механизм предназначен для производства выстрела и выбрасывания сиденья при катапультировании.

Стреляющий механизм состоит из двух телескопических труб — внутренней и внешней, соединенных между собой шариковым замком. Внешняя труба крепится к полу кабины. Внутренняя труба в своей нижней части имеет поршень, в котором размещены шарики шарикового замка. В верхней части трубы имеется резьба, на которую наворачивается головка стреляющего механизма.

Головка стреляющего механизма состоит из ударника, пружины и упора ударника. Ударник служит для разбивки капсюля пиропатрона. Упор ударника препятствует перемещению ударника под воздействием пружины. Упор ударника контрится тросом, соединенным с фонарем. На земле упор ударника дополнительно контрится наземным стопором.

При перемещении рычага аварийного сброса фонаря вперед замки фонаря открываются, фонарь сбрасывается и выдергивает тросовую контровку упора ударника.

Одновременно при перемещении рычага аварийного сброса его зуб выходит из зацепления со скобой выстрела и освобождает ее.

При нажатии на скобу выстрела упор ударника через тросовую проводку, траверсу и двуплечий рычаг отодвигается и под действием пружины ударник ударяет по капсюлю пиропатрона ПК-4-1. Происходит выстрел. При выстреле пороховые газы открывают шариковый замок и, действуя на поршень, выбрасывают внутреннюю трубу вместе с сиденьем из кабины.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КАБИН
И КАТАПУЛЬТИРУЕМЫХ СИДЕНИЙ

Техническое обслуживание кабин включает:

осмотр остекления кабин. Остекление не должно иметь механических повреждений, трещин («серебрения»). Для предохранения от воздействия атмосферных факторов (влага, солнечная радиация) фонари кабины покрываются чистыми чехлами. Выявляемые загрязнения остекления удаляются мягкой хлопчатобумажной тканью, смоченной в воде. Масляные пятна удаляются тканью, смоченной в мыльной воде;

проверку герметичности кабин. Герметичность кабины определяется по времени падения давления в кабине при наземных испытаниях. В случае большой утечки воздуха определяют место утечки. При этом в первую очередь проверяют на слух или с помощью мыльной пены герметичность выводов тяг и проводки, надежность герметизации фонарей давлением воздуха в шлангах герметизации, а также зазоры между фонарями и каркасом кабин. При проверке герметичности кабины запрещается находиться в кабине самолета, в том числе и с целью выявления мест утечки воздуха;

осмотр катапультируемых сидений. На них не допускаются какие-либо повреждения. Рычаги аварийного сброса фонаря и катапультирования должны находиться в исходном положении и быть опломбированы. Стреляющий механизм и ручки сброса фонаря и катапультирования должны быть всегда застопорены наземными стопорами. Стопоры снимаются после посадки летчика в кабину перед вылетом и устанавливаются перед выходом летчика из кабины после полета. Автомат открытия привязных ремней должен быть установлен на указанное инструкцией время, а гибкая шпилька автомата законтрена нитками.

НЕИСПРАВНОСТИ КАБИН
И КАТАПУЛЬТИРУЕМЫХ СИДЕНИЙ

«Серебрение» остекления фонаря вследствие воздействия солнечной радиации; запрещается промывать остекление керосином, щелочными растворами или протирать суконной ветошью.

старение, растрескивание шланга герметизации фонаря. Дефектный шланг заменяется новым;

самопроизвольный сброс в полете сдвижной части фонаря из-за неполного закрытия замков перед взлетом, неправильного действия системы аварийного сброса фонаря и последующего срабатывания системы от действия вибрационных нагрузок. С целью предупреждения данных недостатков необходимо контролировать положение деталей механизма аварийного сброса фонаря по контрольным красным меткам на рычагах аварийного сброса, которые должны совпадать.