Leonid Mekhanikov 10-Dec-1997 |
WWW.AVIATION.RU | ![]() |
![]() |
---|
[54] <<PREV [55]
[55] NEXT>> [56]
Book.2
Date: Mon, 08 Dec 97 21:00:40 +0300 ность четко соображать в экстремальных ситуациях (например когда са- молет в непонятном положении, скорость предельная, перегрузка такая, что в глазах темно, а противник на хвосте: вот-вот всадит тебе свой боекомплект из всех пушек). Поэтому кроме всего от пилота требуется идеальное знание матчасти, умение ее чувствовать, как говорится в авиации, задницей, работать с матчастью автоматически, не раздумы- вая. Вырабатывали такую способность тренажи. Тренажам предшествовали долгие и нудные занятия по матчасти, аэродинамике, связи, навигации, технике пилотирования, боевому применению, различным тренажи на ап- паратуре и тренажерах... Верхом совершенствования были уже тренажи вслепую, с завязанными в буквальном смысле глазами.Инструктор стоит на стремянке, ты в полной амуниции, с парашютом и застегнутой при- вязной системой сидишь в кабине, на глазах повязка. Инструктор дает вводные типа " после отрыва загорелась лампа пожара, ваши действия". Ты говоришь и одновременно действуешь: включаешь то-то, выключаешь то-то, проверяешь то-то, отсекаешь то-то, нажимаешь, докладываешь, ставишь, отбрасываешь, снимаешь с предохранителя, давишь... В общем целый цикл и все это за секунду - две. Ошибки быть не может. Иначе - убьешься. Поначалу я на тренажи шел как на каторгу.Ошибка на ошибке. Потом стало получше. Потом - еще лучше. В конечном итоге я сдавал нормативы без проблем, укладывался даже быстрее, чем положено.Я при- вык к тренажам и потом постоянно проводил их сам с собой практически перед каждыми полетами, проигрывая ту или иную ситуацию вслепую, поддерживая автоматизм на любом этапе полета. Кстати - эти тренажи не раз меня потом выручали в критической ситуации. Интересен т.н. "розыгрыш полета": своеобразный тренаж, когда взрослые мужики словно дети ходят друг за другом, в руках у них самолетики, мужики эти са- молетики несут перед собой, кренят, меняют угол тангажа, присажива- ются и чуть ли не ползают на карачках друг под другом и говорят, го- ворят, говорят... И все это на полнейшем серьезе. Лица их сосредото- чены, фигуры напряжены и стремительны, голос резок, взгляд отсут- ствующий. Со стороны кажется что это пациенты психдиспансера. Hа са- мом же деле - это школа. Hа розыгрыше полета забываешь, что ты на земле, ты настолько врастаешь в полет, что по окончании розыгрыша вдруг даже удивляешься тому, что тебя окружает: и как это я попал сюда? А секрет прост. Моделька самолета, что у тебя в руках. Ты идешь и смотришь на модель.Под моделью проплывает земля. Возле тебя (модели) тоже самолеты, они что-то делают, говорят (радиообмен), пе- ремещаются относительно тебя, а ты относительно них и все вместе вы выполняете определенную задачу... Короче - все в точности так же, как и в воздухе. Потому ты настолько врастаешь в обстановку, что за- бываешь что ты на земле. Кстати, врачи замеряли пульс и давление ( какой-то московский ученый дохтур делал диссертацию чи шо - навезли радиоаппаратуры, понавешали датчики), так на розыгрыше давление и пульс у пилотов подпрыгивали почти до полетных величин. Пилот - взрослый ребенок. И великий мечтатель. Без этого он не сможет разыг- рать ситуацию. Без этого он не сможет летать. Странное существо - человек. Полеты. Полеты - это здорово. Полеты на истребителе - это поэзия. Это - высшее наслаждение, какое только может быть в жизни. Каждый полет - это счастье, это музыка, это любовь, это песня. Впол- не естественно, что за счастье надо платить. За высшее счастье надо платить высшей ценой. Высшая цена - это жизнь. И если ты настолько увлекаешься, что забываешь об оплате - ты платишь. Платишь жизнью. Смысл действий пилота в полете - это не довести дело до расплаты, во-время одуматься, очухаться от увлечения, уйти от расплаты на сей раз. Потом опять где-то подойдет тот самый этап расплаты, самолет потребует с тебя должок, но это будет потом. А пока - лети. И не ув-