Leonid Mekhanikov
10-Dec-1997
WWW.AVIATION.RU [www.aviation.ru] [www.glasnet.ru]Aport Ranker


[42] NEXT>> [43]
Book.2

Date: Sat, 22 Nov 97 18:56:40 +0300

там и тут же два самолета поднялись и пошли по обратному  пеленгу.
Курсанта просили только об одном - запрашивать постоянно "прибой".
Перехватили его на границе района полетов: еще немного и он пропал
бы со всязи.Стали слева и справа возле курсанта и, как  говорится,
под ручки привели его домой.Двигатель на самолете курсанта остано-
вился после приземления из-за полной выработки топлива -  даже  на
заруливание горючего не осталось. Видно в рубашке родился:  десят-
ком секунд раньше - и упал бы до полосы.
Долго потом вспоминался этот случай на всех разборах,  но  училище
курсант все-таки закончил.
Был и у меня случай кратковременной потери ориентировки - это было
уже в строевой части после выполнения перехвата реальной  цели  за
облаками - тогда я увлекся настолько, что вышел из  зоны  действия
средств навигации и связи. Облачность вдруг закончилась и я увидел
под собой крутой обрывистый берег,  напоминающий  по  конфигурацию
северную часть японского острова Хоккайдо и  идущую,  как  показа-
лось, ко мне пару сейбров F86, стоящих на вооружении Японии.Компас
показывал курс 210 градусов - по идее это должно было  быть  побе-
режье южной части Татарского пролива, но у меня твердо  отложилось
в памяти, что при наведении мне все время давались южные  курсы  в
сторону Японии, гироскопический компас иногда подвирал и я его по-
казаниям не поверил.Единственно что я еще успел сделать  правильно
до наступления паники - это развернуться по солнцу в сторону  сво-
его аэродрома - на север. Это меня и спасло. Когда я посмотрел  на
остаток горючего - меня охватил ужас. Дальше все пошло как по  но-
там: я летел неизвестно куда, приборы все, как мне казалось, отка-
зали и я даже не знал куда я попаду в случае катапультирования - в
дебри тайги или на воду, прямо в зубы акуле.Первым  желанием  было
снизиться под облака, снова закрывшие подо мной землю  чтобы  пос-
мотреть где я нахожусь.Hа этом часто и попадались, ибо внизу  рас-
ход горючего увеличивается существенно.Если бы я  это  сделал,  то
наверное не писал бы этих строк. Вторым моим желанием было  увели-
чить скорость чтобы скорее прилететь.  Вместо  этого  я  буквально
усилием воли заставил себя установить режим  наибольшей  продолжи-
тельности, вывести самолет в горизонтальный полет, пройти  минимум
минуту и только тогда нажать кнопку  согласования  гирокомпаса,  -
прежние и новые показания прибора почти совпали, значит  показания
и раньше были верные,значит я под собой увидел не  Японию,  а  наш
материк, скорее всего Приморье. Пока я занимался этими манипуляци-
ями - самолет снова вошел в зону действия приводной радиостанции и
"золотая стрелка" - так мы звали стрелку АРК - автоматического ра-
диополукомпаса показала направление  на  аэродром.Паника  закончи-
лась. Дальше было все просто: появилась радиосвязь, мне обеспечили
внеочередную посадку по запасу горючего и я  благополучно  призем-
лился на своем аэродроме.
Этот случай я рассказал для того, чтобы показать  тебе,  читатель,
что творится с летчиком при потере ориентировки.Потеря ориентиров-
ки - это в первую очередь испытание крепости нервов пилота, а  по-
том уже все остальное.Здесь достаточно чуть потерять  самоконтроль
- и обученный летчик в полном здравии, на исправном самолете  ухо-
дит в мир иной или, в лучшем случае, гробит самолет.
Я не буду здесь  подробно  рассказывать  о  своем  первом  самосо-
ятельном полете на боевом реактивном самолете - он  прошел  как-то
буднично, без каких-то острых ощущений. Просто слетал и  все.  Hа-
верное потому что был хорошо подготовлен, обучен.Во всяком  случае
первый полет на учебном реактивном с инструктором  сзади  произвел
на меня гораздо большее впечатление, потому наверное и  запомнился
так остро.Затем было жаркое лето на аэродроме Зерноград в Сальских
степях, где мы все хорошо "влетались" и довольно дружно  закончили
курс обучения.Теперь мы уже летчики.Осталось  только  вручить  нам




[42] NEXT>> [43]
Book.2


52 total hits since Thursday March 18. 0 hits today.
Last access on Wednesday May 10 at 18:54:32 from gw.dzs.dn.ua
Page was last updated on Wednesday December 10, 1997 at 12:48:08