Leonid Mekhanikov 10-Dec-1997 |
WWW.AVIATION.RU | ![]() |
![]() |
---|
Date: Sat, 22 Nov 97 18:56:40 +0300 там и тут же два самолета поднялись и пошли по обратному пеленгу. Курсанта просили только об одном - запрашивать постоянно "прибой". Перехватили его на границе района полетов: еще немного и он пропал бы со всязи.Стали слева и справа возле курсанта и, как говорится, под ручки привели его домой.Двигатель на самолете курсанта остано- вился после приземления из-за полной выработки топлива - даже на заруливание горючего не осталось. Видно в рубашке родился: десят- ком секунд раньше - и упал бы до полосы. Долго потом вспоминался этот случай на всех разборах, но училище курсант все-таки закончил. Был и у меня случай кратковременной потери ориентировки - это было уже в строевой части после выполнения перехвата реальной цели за облаками - тогда я увлекся настолько, что вышел из зоны действия средств навигации и связи. Облачность вдруг закончилась и я увидел под собой крутой обрывистый берег, напоминающий по конфигурацию северную часть японского острова Хоккайдо и идущую, как показа- лось, ко мне пару сейбров F86, стоящих на вооружении Японии.Компас показывал курс 210 градусов - по идее это должно было быть побе- режье южной части Татарского пролива, но у меня твердо отложилось в памяти, что при наведении мне все время давались южные курсы в сторону Японии, гироскопический компас иногда подвирал и я его по- казаниям не поверил.Единственно что я еще успел сделать правильно до наступления паники - это развернуться по солнцу в сторону сво- его аэродрома - на север. Это меня и спасло. Когда я посмотрел на остаток горючего - меня охватил ужас. Дальше все пошло как по но- там: я летел неизвестно куда, приборы все, как мне казалось, отка- зали и я даже не знал куда я попаду в случае катапультирования - в дебри тайги или на воду, прямо в зубы акуле.Первым желанием было снизиться под облака, снова закрывшие подо мной землю чтобы пос- мотреть где я нахожусь.Hа этом часто и попадались, ибо внизу рас- ход горючего увеличивается существенно.Если бы я это сделал, то наверное не писал бы этих строк. Вторым моим желанием было увели- чить скорость чтобы скорее прилететь. Вместо этого я буквально усилием воли заставил себя установить режим наибольшей продолжи- тельности, вывести самолет в горизонтальный полет, пройти минимум минуту и только тогда нажать кнопку согласования гирокомпаса, - прежние и новые показания прибора почти совпали, значит показания и раньше были верные,значит я под собой увидел не Японию, а наш материк, скорее всего Приморье. Пока я занимался этими манипуляци- ями - самолет снова вошел в зону действия приводной радиостанции и "золотая стрелка" - так мы звали стрелку АРК - автоматического ра- диополукомпаса показала направление на аэродром.Паника закончи- лась. Дальше было все просто: появилась радиосвязь, мне обеспечили внеочередную посадку по запасу горючего и я благополучно призем- лился на своем аэродроме. Этот случай я рассказал для того, чтобы показать тебе, читатель, что творится с летчиком при потере ориентировки.Потеря ориентиров- ки - это в первую очередь испытание крепости нервов пилота, а по- том уже все остальное.Здесь достаточно чуть потерять самоконтроль - и обученный летчик в полном здравии, на исправном самолете ухо- дит в мир иной или, в лучшем случае, гробит самолет. Я не буду здесь подробно рассказывать о своем первом самосо- ятельном полете на боевом реактивном самолете - он прошел как-то буднично, без каких-то острых ощущений. Просто слетал и все. Hа- верное потому что был хорошо подготовлен, обучен.Во всяком случае первый полет на учебном реактивном с инструктором сзади произвел на меня гораздо большее впечатление, потому наверное и запомнился так остро.Затем было жаркое лето на аэродроме Зерноград в Сальских степях, где мы все хорошо "влетались" и довольно дружно закончили курс обучения.Теперь мы уже летчики.Осталось только вручить нам