Leonid Mekhanikov 10-Dec-1997 |
WWW.AVIATION.RU | ![]() |
![]() |
---|
Date: Thu, 20 Nov 97 00:07:40 +0300 лампочки сигнализации выпущенных шасси перед носом на приборной доске гаснут, на смену им загораются красные. В наушниках слышна команда инструктора убрать щитки. Ставлю кран посадочных щитков нейтрально, самолет слегка просаживается и еще выше задирает нос. Скорость и высота растут очень быстро, все происходит намного быс- трее, чем на поршневом.Hе успел опомниться - как уже посадка.Пер- вый полет для меня был как первый парашютный прыжок: я просто ни- чего не успел понять.В памяти осталось только одно: с этим самоле- том надо быть на Вы. В дальнейшем все как-то само собой утряслось, притерлось, появи- лось новое восприятие - восприятие полета на реактивном самолете, где все процессы происходят быстро, где нервная система перестра- ивается как бы на другой ход времени: процессы протекают быстрее, время как бы ускоряется и внимания для фиксирования каждого собы- тия, тем более - осмысливания его и принятия решения требуется больше. Движения становятся короче, плавнее и четче, запаздывания (или как говорят летчики - длинного фитиля, а короче - фитиля) са- молет не желает выносить: то что сошло бы еще как-то на поршневом - не просходит с рук на реактивном.Возрастает время действия пе- регрузки: ианевры самолет выполняет на повышенных в сравнении с поршневым скоростях, потому растут перегрузки, а главное - продол- жительность их. Что такое перегрузка? Hаверное каждый знает, как прижимает пассажира в автомобиле к стенке при повороте во время движения или тянет вперед при резком торможении. Это обычное физическое явление - действие закона сох- ранения энергии ( движения) - закона Hьютона.Только на земле это действие проявляется намного слабее, чем в воздухе - скорости ма- лы. Чем больше скорость - тем сильнее проявляется инерция, стрем- ление тела сохранить свой покой или равномерное прямолинейное дви- жение. И это стремление к сохранению зависит от массы и квадрата скорости.При выполнении маневра, т.е. изменении направления движе- ния влево, вправо, вверх или вниз все в самолете ( в том числе и сам летчик) становится как бы "тяжелее".Тяжелее становятся не только руки, ноги, голова, сердце, печень и т.д., но и сама кровь, которую сердце прокачивает по кровеносным сосудам.Перегрузку можно создать такую, что мышцам нехватит сил даже просто поднять руку. А ведь каждая мышца, в том числе и сердечная, имеет только опреде- ленный запас мощности.Вот и получается, что на большой перегрузке кровь становится такой "тяжелой", как ртуть и сердцу просто нехва- тает силы прокачать ее, поднять до головного мозга. Мозг без кис- лорода выдерживает буквально секунды - в глазах тут же темнеет, может произойти потеря сознания. Естественно, в таком состоянии человек управлять машиной не может. Чтобы сохранить работоспособ- ность летчика, конструкторы совместно с врачами пошли на ухищрения - подача кислорода в маску летчика на перегрузке осуществляется непрерывно и принудительно, кроме того тело летчика - ноги, руки, брюшной пресс - все сдавливается избыточным давлением, подаваемым от компрессора в ВКК - высотный компенсирующий костюм с таким рас- четом, чтобы выдавить кровь к голове, к мозгу.Применение ВКК нам- ного повышало боеспособность летчика в воздушном бою, особенно при полетах в верхних слоях атмосферы, где одного только избыточного давления в кабине было недостаточно.В принципе герметизация и под- давливание воздухом из компрессора обеспечивали высоту в кабине, равную половине высоты полета, то есть при полете на 12000 метров в кабине сохранялась высота в 6000 метров, но при разгерметизации могла летчик не был гарантирован работоспособностью. В дальнейшем был создан другой костюм летчика - своего рода высотный скафандр, который гарантировал работоспособность на всех высотах в экстре- мальной ситуации.Естественно, скафандр сковывал летчика, работать