Leonid Mekhanikov
10-Dec-1997
WWW.AVIATION.RU [www.aviation.ru] [www.glasnet.ru]Aport Ranker

[38] <<PREV [39]

Book.2

Date: Thu, 20 Nov 97 00:07:40 +0300

лампочки сигнализации выпущенных шасси перед  носом  на  приборной
доске гаснут, на смену им загораются красные. В  наушниках  слышна
команда инструктора убрать щитки. Ставлю  кран  посадочных  щитков
нейтрально, самолет слегка просаживается и еще выше задирает  нос.
Скорость и высота растут очень быстро, все происходит намного быс-
трее, чем на поршневом.Hе успел опомниться - как уже  посадка.Пер-
вый полет для меня был как первый парашютный прыжок: я просто  ни-
чего не успел понять.В памяти осталось только одно: с этим самоле-
том надо быть на Вы.
В дальнейшем все как-то само собой утряслось,  притерлось,  появи-
лось новое восприятие - восприятие полета на реактивном  самолете,
где все процессы происходят быстро, где нервная система  перестра-
ивается как бы на другой ход времени: процессы протекают  быстрее,
время как бы ускоряется и внимания для фиксирования каждого  собы-
тия, тем более - осмысливания его  и  принятия  решения  требуется
больше. Движения становятся короче, плавнее и четче,  запаздывания
(или как говорят летчики - длинного фитиля, а короче - фитиля) са-
молет не желает выносить: то что сошло бы еще как-то на  поршневом
- не просходит с рук на реактивном.Возрастает время  действия  пе-
регрузки: ианевры самолет выполняет на повышенных  в  сравнении  с
поршневым скоростях, потому растут перегрузки, а главное - продол-
жительность их.
Что такое перегрузка?
Hаверное каждый знает, как  прижимает  пассажира  в  автомобиле  к
стенке при повороте во время движения или тянет вперед при  резком
торможении. Это обычное физическое явление - действие закона  сох-
ранения энергии ( движения) - закона Hьютона.Только на  земле  это
действие проявляется намного слабее, чем в воздухе - скорости  ма-
лы. Чем больше скорость - тем сильнее проявляется инерция,  стрем-
ление тела сохранить свой покой или равномерное прямолинейное дви-
жение. И это стремление к сохранению зависит от массы  и  квадрата
скорости.При выполнении маневра, т.е. изменении направления движе-
ния влево, вправо, вверх или вниз все в самолете ( в том  числе  и
сам летчик) становится  как  бы  "тяжелее".Тяжелее  становятся  не
только руки, ноги, голова, сердце, печень и т.д., но и сама кровь,
которую сердце прокачивает по кровеносным сосудам.Перегрузку можно
создать такую, что мышцам нехватит сил даже просто поднять руку. А
ведь каждая мышца, в том числе и сердечная, имеет  только  опреде-
ленный запас мощности.Вот и получается, что на большой  перегрузке
кровь становится такой "тяжелой", как ртуть и сердцу просто нехва-
тает силы прокачать ее, поднять до головного мозга. Мозг без  кис-
лорода выдерживает буквально секунды - в глазах  тут  же  темнеет,
может произойти потеря сознания. Естественно,  в  таком  состоянии
человек управлять машиной не может. Чтобы сохранить  работоспособ-
ность летчика, конструкторы совместно с врачами пошли на ухищрения
- подача кислорода в маску летчика  на  перегрузке  осуществляется
непрерывно и принудительно, кроме того тело летчика - ноги,  руки,
брюшной пресс - все сдавливается избыточным давлением,  подаваемым
от компрессора в ВКК - высотный компенсирующий костюм с таким рас-
четом, чтобы выдавить кровь к голове, к мозгу.Применение ВКК  нам-
ного повышало боеспособность летчика в воздушном бою, особенно при
полетах в верхних слоях атмосферы, где одного  только  избыточного
давления в кабине было недостаточно.В принципе герметизация и под-
давливание воздухом из компрессора обеспечивали высоту  в  кабине,
равную половине высоты полета, то есть при полете на 12000  метров
в кабине сохранялась высота в 6000 метров, но при  разгерметизации
могла летчик не был гарантирован работоспособностью. В  дальнейшем
был создан другой костюм летчика - своего рода высотный  скафандр,
который гарантировал работоспособность на всех высотах  в  экстре-
мальной ситуации.Естественно, скафандр сковывал летчика,  работать



[38] <<PREV [39]

Book.2


58 total hits since Thursday March 18. 0 hits today.
Last access on Wednesday May 10 at 18:56:37 from gw.dzs.dn.ua
Page was last updated on Wednesday December 10, 1997 at 12:45:08