3.3. ЗАПУСК,
ПРОГРЕВ, ОПРОБОВАНИЕ И ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ НА ЗЕМЛЕ
3.3.1.
Подготовка к запуску двигателя
Перед запуском
двигателя убедитесь, что:
- вблизи нет
людей, транспорта и предметов, которые могут попасть под винт;
- рычаг управления
шагом винта находится в положении МАЛЫЙ ШАГ;
- рычаг управления
пожарным краном находится в положении полностью "от себя"
(пожарный кран открыт);
- магнето выключено
(переключатель ПM-1 находится в положении "0");
- переключатели
АККУМ.-ОТКЛ.-АЭР.ПИТ. и ЗАЖИГ.- ОТКЛ.-РАЗЖ. МАСЛА находятся в положения
ОТКЛ.
При отрицательной
температуре в холодное время года закройте жалюзи капота двигателя.
Установите РУД
в положение, соответствующее 1/3 полного хода, что соответствует оборотам
двигателя 28-38%.
Подайте команду
авиатехнику "ПРОВЕРНУТЬ ВИНТ!". Услышав вопрос авиатехника
"ВЫКЛЮЧЕНО?", еще раз убедитесь в выключении зажигания и дайте
ответ "ВЫКЛЮЧЕНО!", после чего авиатехник проворачивает винт.
Установите заливочный
шприц в положение ЦИЛ. и в процессе проворачивания винта произведите
зашприцовку бензина в двигатель:
летом 2-3 подачи,
зимой 3-5 подач.
ВНИМАНИЕ.
1. Проворачивать
винт при холодном двигателе обязательно, а при температуре головок
цилиндров выше +80°С - запрещается.
2. Не заливайте
бензин более указанного количества, так как он может омыть масло со
стенок цилиндров и вызвать задир поршней, а скопление бензина в нижних
цилиндрах может привести к гидравлическому удару.

Рис.
6 Приборная доска самолета Як-55.
3.3.2.
Запуск двигателя
Для запуска
двигателя:
- подайте команду
авиатехнику "ОТ ВИНТА!" и, получив ответ "ЕСТЬ ОТ ВИНТА!",
поставьте на электрощитке переключатель АККУМ.-ОТКЛ.-АЭР.ПИТ. в положение
АЭР.ПИТ. (при запуске от аэродромного источника электропитания) или
АККУМ. (при запуске от бортовых аккумуляторных батарей), включите
выключатели ГEHEP. и ПРИБ.ДВИГ., переключатель ЗАЖИГ.-ОТКЛ.-РАЗЖ.МАСЛА
поставьте в положение ЗАЖИГ;
- установите
заливочный шприц в положение СИСТ. и создайте давление бензина перед
карбюратором 0,2-0,5 кгс/см2;
- включите магнето,
установив переключатель ПМ-1 в положение "1+2";
- откиньте предохранительный
колпачок и нажмите на 3-5 о пусковую кнопка.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1.
Для лучшего запуска двигателя после первых вспышек произведите дополнительную
подачу топлива в цилиндры заливочным шприцем.
2.
Во время запуска при появлении вспышек в цилиндрах разрешается поддерживать
выход двигателя на устойчивый режим перемещением РУД вперед-назад
в диапазоне оборотов, соответствующих 28-60% (1/3-1/2 полного хода
РУД). Темп перемещения 2-3с.
Если двигатель
не дает вспышек в течение 30с:
- поставьте переключатели
АККУМ.-ОТКЛ.-АЭР.ПИТ. и ЗАЖИГ,-ОТКЛ.-РАЗЖ.МАСЛА в положение ОТКЛ.,
выключите выключатель ГЕНЕР.. выключатель магнето установите в положение
"0";
- переведите
РУД полностью "от себя";
- соблюдая меры
предосторожности, указанные в п. 3.3.1,
Дайте команду авиатехнику
провернуть винт на 8-10 оборотов по ходу; в процессе проворачивания
винта заливку двигателя не производите;
- произведете
повторный запуск.
После того,
как двигатель устойчиво заработает:
- отпустите пусковую
кнопку;
- переведите
РУД в положение, соответствующее оборотам 38-41%;
- наблюдайте
за давлением масла по показанию манометра. Если в течении 15-20 о
после запуска давление масла не достигнет 1кгс/ом~ немедленно выключите
двигатель и выясните причину.
После запуска
двигателя:
- рукоятку заливочного
шприца установите в положение ЗАКР.,
- закройте предохранительным
колпачком пусковую кнопку;
- если запуск
производился от аэродромного источника электропитания. подайте команду
авиатехнику "ОТКЛЮЧИТЬ АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ!", переключатель
АККУМ.-ОТКЛ.АЭР.ПИТ. поставьте в положение АККУМ.,
- при температуре
наружного воздуха ниже +100 включите обогрев САРПП-12Н
выключателем ОБОГР. на приборной доске оправа.
3.3.3.
Прогрев двигателя
ВНИМАНИЕ.
Перед прогревом и дальнейшим опробованием двигателя примите меры к предотвращению
подъема хвоста.
Прежде чем приступить
к прогреву двигателя:
- возьмите ручку
управления самолетом полностью "на себя";
- поставьте педали
в нейтральное положение;
- нажмите на
тормозные подножки педалей.
Прогрев двигателя
производите на оборотах 41-44%. пока температура масла на входе в двигатель
не начнет появляться. С началом роста температуры масла увеличьте число
оборотов двигателя до 44-48 (зимой - да 51%) и дальнейший прогрев производите
на этих оборотах.
ПРИМЕЧАНИЕ.
При отрицательной температуре наружного воздуха для ускорения прогрева
двигателя жалюзи капота должны быть закрыты.
Двигатель считается
прогретым, если:
- температура
головок цилиндров не вяжа 120°C
- температура
масла на входе в двигатель не менее 400С. После прогрева
двигателя произведите прогрев втулки винта
двукратным переводом
винта о малого шага на большой и с большого шага на малый.
3.3.4.
Опробование двигателя
Опробование двигателя
производите при полностью открытых жалюзи капота.
Опробуйте двигатель
на втором номинальном режиме, для чего, плавно передвигая РУД вперед
до упора и одновременно затяжеляя винт до оборотов 40%, установите второй
номинальный режим. При атом показания приборов должны соответствовать
параметрам, указанным в таблице (см. п. 6.2.1.).
Двигатель должен
работать устойчиво и без тряски.
внимание. Во
избежание перегрева двигателя вследствие недостаточного обдува не допускайте
длительной работы двигателя на втором номинальном режиме.
Проверьте работу
магнето и свечей:
- установите
винт в положение МАЛЫЙ ШАГ (рычаг управления шагом винта полностью
"от себя"),
- рычаг управления
двигателем установите обороты 64-70%;
- выключите на
15-20с одно магнето и оцените падение оборотов,
- включите оба
магнето на 20-30с до восстановления первоначальных оборотов;
- выключите на
15-20с второе магнето и оцените падение оборотов;
- включите оба
магнето.
Падение оборотов
двигателя при работе на одном магнето не должно превысить 3%.
Проверьте работу
генератора:
- плавно переведите
РУД в положение MAЛЫЙ ГАЗ;
- в процессе
уменьшения оборотов по загоранию сигнального табло ОТКАЗ ГЕНЕР. на
оборотах менее 33% определите отключение генератора от бортсети;
- рычагом управления
двигателем увеличьте обороты до 57-58%;
- в процессе
увеличения оборотов по погасанию сигнального табло ОТКАЗ ГЕНЕР. на
оборотах 33% убедитесь, что генератор подключился к бортсети.
ПРИМЕЧАНИЕ.
При работающем генераторе сигнальное таило ОТКАЗ ГЕНЕР. гореть не должно.
- проверьте напряжение
бортсети по вольтметру (напряжение должно быть 27-29 В);
- включите выключатель
РАДИО и проверьте работу радиостанции в порядке, указанном в подразделе
3.2. (если эта проверка не производилась до запуска).
Проверьте работу
воздушного винта и регулятора числа оборотов:
- рычагом управления
двигателем установите обороты 70% (винт в положении МАЛЫЙ ШАГ);
- рычаг управления
шагом винта переведите на БОЛЬШОЙ ШАГ (полностью "на себя"),
число оборотов двигателя при этом должно снизиться до 53%,
- рычаг управления
шагом винта переведите в положение МАЛЫЙ ШАГ, обороты двигателя должны
возрасти до первоначальных 70%. При атом допускается кратковременное
уменьшение давления масла на входе в двигатель до 2 кгс/см2
с последующим восстановлением за 8-10с.
Проверьте работу
воздушного ванта в регулятора числа оборотов на равновесных оборотах:
- при положении
рычага управления шагом винта МАЛЫЙ ШАГ рычагом управления двигателем
установите обороты 70%;
- рычагом управления
шагом вмята затяжелите винт до оборотов 64%;
- плавно перемещая
РУД вперед и назад но не до отказа, убедитесь, что обороты двигателя
остаются неизменными. При резком перемещении РУД вперед и назад число
оборотов двигателя может соответственно увеличиваться или уменьшиться
на 2-4%. но через 2-3с должно восстанавливаться до равновесных оборотов.
Проверьте приемистость
двигателя:
- рычаг управления
шагом винта поставьте в положение МАЛЫЙ ШАГ (вперед до упора);
- РУД переведите
назад до упора (в положение МАЛЫЙ ГАЗ),
- за 0,5-3с переведите
РУД из положения МАЛЫЙ ГАЗ в положение взлетного режима. При этом
двигатель должая выходить на взлетный режим плавно, без перебоев,
за время не более 3с. Допускается заброс оборотов до 109% в течение
не более 1с.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Для обеспечения нормальной приемистости температура головок цилиндров
должна быть не менее 120°С, а температура масла на входе в двигатель
не менее 40°С.
Проверьте работу
двигателя на взлетном режиме в течение 20-30с (винт на малом шаге).
Показания приборов при этом должны соответствовать параметрам, указанным
в таблице (см.п.6.2.1.).
ПРИМЕЧАНИЕ.
При температуре воздуха на входе в карбюратор 30-450С возможно
уменьшение оборотов взлетного режима до 95-96%.
Проверьте работу
двигателя на первом номинальном режиме в течение 20-30с, затяжеляя винт
до оборотов. Показания приборов при этом должны соответствовать параметрам,
указанным в таблице (ом. п. 6.2.1.}.
Проверьте работу
двигателя на малом газе:
- рычаг управления
шагом винта поставьте в положение МАЛЫЙ ШАГ;
- РУД переведите
полностью "на себя". Двигатель должен работать устойчиво,
показания приборов должны соответствовать параметрам, указанным в
таблице (см. п.2.1.).
ВНИМАНИЕ.
Во избежание замасливания свечей продолжительность работы двигателя
на малом газе не должна превышать 5 мин.
3.3.5.
Останов двигателя
Перед остановом
двигателя:
- выключите радиостанцию;
- если необходимо,
охладите двигатель. Дня охлаждения двигателя:
- откройте полностью
жалюзи капота;
- уменьшите обороты
двигателя до 28-34% (винт на малом ваге);
- проработайте
на этом режим до тех пор, дока температура головок цилиндров не снизится
до 140-150°С.
Останов двигателя
при температуре головок цилиндров выше 140-150°С не рекомендуется.
ПРИМЕЧАНИЕ.
В случае невозможности охлаждения головок цилиндров до 140-150°С в исключительных
случаях допускается останов двигателя при температуре головок цилиндров
не более 1700С.
Перед остановом
двигателя избегайте длительной работы на Малом газе.
После охлаждения
двигателя произведите его останов, для чего:
- увеличьте обороты
двигателя до 65-68% на 20-30с и прожгите свечи;
- рычагом управления
двигателя сбросьте обороты до 28-34%,
- выключите магнето,
установив переключатель в положение "0";
- плавно переместите
РУД вперед (откройте дроссельную заслонку карбюратора).
После останова
двигателя:
- поставьте РУД
в положение МАЛЫЙ ГАЗ (подлостью "на себя");
- закройте пожарный
кран;
- выключите все
оставшиеся переключатели ж выключателя.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
Запрещается останавливать двигатель:
- перекрытием
пожарного крана и выработкой топлива из карбюратора (во избежание
обратной вспышки и пожара);