6.2. СИЛОВАЯ
УСТАНОВКА
Силовая установка
самолета Як-55 состоит из двигателя М-14П с воздушный винтом В-530ТА-Д35
и систем охлаждения, запуска, топливной и масляной.
6.2.1.
Двигатель М-14П
Авиационный двигатель
М-I4II - четырехтактный, бензиновый, воздушного охлаждения, невысотный,
девятицилиндровый, однорядный со звездообразным расположением цилиндров
и карбюраторным смесеобразованием.
Мощность двигателя
360 л.с. – 2%.
Сухой вес двигателя
214 кгс + 2%.
Двигатель имеет
редуктор, понижающий обороты вала воздушного винта, и центробежный нагнетатель
с односкоростным механическим приводом для создания силы тяги и обслуживания
различных систем самолета и двигателя на нем установлены следующие агрегаты:
- воздушный винт
В530ТА-Д35;
- регулятор числа
оборотов Р-2;
- карбюратор
AK-I4;
- два магнето
М-9Ф;
- бензиновый
насос 702МЛ;
- генератор ГСР-3000М,
- масляный насос
МН-14Е;
- распределитель
сжатого воздуха золотникового типа:
- датчик тахометра
ДТЭ-1.
На головке каждого
цилиндра установлено по две свечи зажигания и одному пусковому воздушному
клапану.
Двигатель с помощью
подмоторной рамы крепится к лонжеронам фюзеляжа самолета.
Управление двигателем
состоит из проводки и рычагов управления дроссельной заслонкой, шагом
винта, пожарным краном и жалюзи капота.
Режимы и значения
эксплуатационных параметров работы двигателя приведены в таблице.
6.2.2.
Воздушный винт В530ТА-Д35
Воздушный винт
В530ТА-Д35 - тянущий, автоматический, изменяемого шага, работающий по
прямой схеме.
Направление вращения
левое.
Число лопастей
................................................ 2.
Диаметр винта,
м............................................. 2.4.
Вес винта, кгс
................................................... 40 ±2%
6.2.3.
Система охлаждения двигателя.
Охлаждение двигателя
осуществляется потоком воздуха, создаваемым воздушным винтом.
Для уменьшения
лобового сопротивления и регулировки температурного режима двигатель
заключен в специальный капот имеющий управляемые лобовые жалюзи.
6.2.4.
Система запуска двигателя
Запуск двигателя
осуществляется сжатым воздухом.
Система запуска
двигателя состоит из двух частей:
- воздушной и
электрической.
Воздушная часть
системы запуска служит для подвода сжатого воздуха из баллона в цилиндры
двигателя.
Она включает в
себя:
- распределитель
сжатого воздуха золотникового типа;
- пусковые клапаны
(по одному на каждом цилиндре);
- трубопроводы.
При нажатии кнопки
запуска сжатый воздух под давлением 50±5 кгс/см2 подается
в распределитель воздуха и далее, через пусковые клапаны, в цилиндры
двигателя.
Электрическая часть
системы запуска предназначена для обеспечения воспламенения смеси в
цилиндрах двигателя.
В нее входят:
- кнопки ЗАПУСК
на приборной доске;
- пусковая катушка
ПК-4716;
- два магнето
(левое и правое);
- переключатель
магнето на приборной доске;
- проводка зажигания
двигателя.
Магнето и проводка
зажигания двигателя экранированы.
6.2.5.
Топливная система самолета
Топливная система
самолета (рис. 6.1.) предназначена для размещения топлива и питания
двигателя топливом на всех режимах его работы при любых эволюциях самолета.
В качестве топлива
применяется бензин Б-91/115 по ГОСТ 1012-72 с октановым числом не ниже
91.
Для размещения
топлива на самолете служат два топливных кессона, расположенных в левой
и правой консолях крыла. Левый кессон является основным, правый - дополнительным
и подключается только в перегоночном варианте.
Максимальная заправка
топливом в один кессон - 86 л (63 кгс. при
).
Из левого кессона
(и подсоединенного правого кессона) топливо самотеком поступает в расходный
бачок. Расходный бачок емкостью 5 л установлен под полом кабина летчика
и предназначен для обеспечения бесперебойного питания двигателя топливом
при различных эволюциях самолета, в том числе при отрицательных перегрузках.
Запас топлива в бачке (5л) обеспечивает непрерывную работу двигателя
на номинальном режиме в перевернутом полете в течение 2,5 минут.

Рис.
6.1. ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА
1
- штуцер заливки; 2 - гибкая рукав; 3 - кран разжижения масла (изд.
772); 4 - разъем маслосистемы; 5 - заливочная магистраль; 6 - заливочный
шприц; 7 - магистраль отбора топлива на заливку; 6 - дренаж; 9 – заливная
горловина; 10 - топливомер; 11 - левый топливный кессон; 12 - правый
топливный кессон; 13 - расходной бачок, 14 - сливной кран; 15 - обратный
клапан; 16 - пожарный (перекрывной) кран; 17 - сливная пробка; 18 -
бензиновая фильтр, 19 - дроссель; 20 - воздухо-отделительный бачок;
21 - фильтр тонкой очистки. 22 - приемник давления топлива; ..3 - бензонасос.
24 - карбюратор; 25 - заглушка. (Устанавливается в тренировочном варианте).
Из расходного бачка
через обратный клапан, открытый пожарный кран и фильтр-отстойник топливо
откачивается топливным насосом двигателя и под давлением 0,15-0,5кгс/см2
через воздухо-отделительный бачок и фильтр тонкой очистки подается в
карбюратор. Одновременно топливо под давлением 0,15-0,5кгс/см2
поступает к крану разжижения масла и датчику давления топлива трехстрелочного
электрического индикатора ЭМИ-ЗК.
На самолете предусмотрена
система разжижения масла бензином с помощью электромагнитного крана.
Нажимной переключатель ЗАЖИГ.- ОТКЛ.-РАЗЖ. МАСЛА расположен на приборной
доске.
Для подачи топлива
в цилиндры двигателя, создания давления в топливной системе и подачи
топлива в карбюратор перед запуском, а также для подачи топлива в карбюратор
при отказе бензонасоса двигателя используется заливочный шприц, рукоятка
которого расположена на панели приборной доски в кабине летчика.
Контроль за количеством
топлива в кессонах осуществляется с помощью механических топливомеров,
установленных в левом и правом кессонах. В правом кессоне топливомер
устанавливается только в перегоночном варианте. Указатели топливомеров
расположены на верхней части обшивки каждой консоли крыла.
6.2.6.
Масляная система самолета
Масляная система
самолета (рис. 6.2.) предназначена для подачи смазки к трущимся деталям
двигателя и их охлаждения. В качестве смазки применяется масло МС-20
по ГОСТ 1013-49.
Масляная система
самолета состоит из маслобака емкостью 20 л, насоса, фильтра, суфлерного
бачка, маслорадиатора, маслопроводов, приемников и указателя давления
и температуры масла. К масляной системе подключена система разжижения
масла бензином.
Количество масла
в баке, л:
- максимальное,
л............................................. 16
- рекомендуемое
(для пилотажа), ................ 10
- минимальное,
................................................ 8

Рис.
6.2. МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА.
1
- заливная горловина; 2 - маслобак, 3 – воздухозаборник. 4 - пеногасящий
лоток, 5 - сливной края; 6 - заборник масла; 7 - масломерная линейка;
8 - маслофильтр; 9 - масло-карман; 10 - приемник термометра входящего
масла; 11 - маслорадиатор; 12 - маслоуловитель; 13 - гибкий рукав; 14
-приемник давления масла; 15 - маслонасос; 16 - фильтр- сигнализатор;
17 - магистраль суфлирования; 18 - разъем топливной системы.
Циркуляция масла
в системе принудительная и осуществляется двухступенчатым шестеренчатым
насосом установленным на задней крышке картера двигателя.
Во время работы
двигателя масло из маслобака самотеком поступает по шлангу через фильтр
на вход к маслонасосу и далее под давлением в двигатель. После смазки
трущихся деталей двигателя масло стекает в отстойник и откачивающей
ступенью маслонасоса прокачивается через маслорадиатор в бак.
Суфлирование маслобака
и двигателя осуществляется через два верхних суфлера, соединенных с
маслобаком.
Для бесперебойной
работы масляной системы при всех эволюциях самолета заборники масла
и воздуха, масляного бака выполнены качающимися.
Давление и температура
входящего в двигатель масла контролируются по электрическому индикатору
ЭМИ-ЗК.
На верхней крышке
капота двигателя имеется лючок для подхода к заливной горловине масляного
бака.